Одной из возлагаемых на нотариусов функций согласно статье 80 Основ законодательства о нотариате является удостоверение подлинности подписи на документе. Фактически задача сводится к подтверждению того факта, что данная подпись принадлежит определенному лицу. Как правило, нотариусы знакомятся с содержанием представленного документа, так как согласно той же статье последний не должен противоречить законодательству РФ. Однако итогом такого анализа нередко становится либо отказ в совершении нотариального действия, либо истребование дополнительных правоустанавливающих документов. Ссылки на нормативно-правовые акты, с которыми вступает в коллизию представленный документ, или которые он нарушает, не приводятся. Зачастую имеет место неправильное толкование закона. Вышеупомянутая статья не относит к числу полномочий нотариуса удостоверение фактов, изложенных в документах. В этой связи отказ в свидетельствовании подлинности подписи по рассматриваемой причине представляется не вполне обоснованным, возникает вопрос, на чём основано требование о запросе дополнительных сведений. Притом практически никогда не удается получить письменный мотивированный отказ.
Существуют законные способы борьбы с неправомерным бездействием нотариуса. Статья 310 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет правом заинтересованное лицо обратиться в суд по месту нахождения нотариуса с заявлением об обжаловании отказа в совершении нотариальных действий в десятидневный срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав. В случае отсутствия на руках письменного отказа, этот факт следует отразить в заявлении, указав причины, и ходатайствовать об оказании содействия в его истребовании. Представляется, в данном случае суд не может обездвижить или вернуть заявление.
Однако, как показывает практика, крайне редко заинтересованные лица, считающие свои права нарушенными, добиваются справедливости в вышестоящих инстанциях. Не желая тратить время, судебным тяжбам граждане предпочитают обращение к другому нотариусу. Безусловно, это самый простой и быстрый выход из положения, но так и не создающий единого судебного прецедента для правильного и основанного на законе осуществления нотариусами своих полномочий.